Поездка в Японию, октябрь 2009 года

В аэропорту Нарита (90 км от Токио) мы оказались в 8 утра. Преодолев сонливость, разобрались по такси, и оперативно заселились в отель. Оставив свои вещи, кто в номерах (разорившись на ранний чек-ин), кто на ресепшене, отправились гулять по городу. Нарита невелика, уютна. Мы посмотрели на местный буддистский храм и позавтракали в аутентичном ресторанчике.

У кендо-шопа

У буддийского храма в Нарите

Вечерняя тренировка в Нарите

Уже вечером, согласно предварительной договоренности, состоялась тренировка у Ямада-сэнсэя, технического директора нашей федерации. Занятие шло около двух часов. Сэнсэй был с нами внимателен и приветлив. Те, кто приехал в Японию в первый раз – как я - познакомились с его учениками, поработали с ними в парах над некоторыми интересными техниками.

В додзе Ямада-сенсея

После тренировки пути группы разделились. Большая часть отправилась в стандартный ресторан европейского типа, дегустировать Killkenny, а мы с Герасимом нашли традиционное японское заведение, выпили сакэ, поели суши и сашими. Было очень забавно объяснять персоналу, что мы хотим, жестами, но в итоге мы нашли общий язык.

В японском ресторане

 

Утренняя тренировка в горах

Рано утром мы выехали в горы, в место под названием Oze Iwakura на ежегодный осенний семинар Тада-сенсея. Расселились по трехместным номерам с традиционными футонами вместо привычных кроватей.

Идем на тренировку

Додзе в горах смотрится впечатляюще: само по себе оно очень большое, в середине на полу лежат жесткие татами, по краям паркет. Все, считающие себя молодыми должны тренироваться на паркете.

Петр, Герасим и Александр

 

Занятий в этот день было несколько, переводил с японского на английский швейцарец, Фабио. Мы начали с простых передвижений и базовых техник. Перед каждой тренировкой выполняли шихо-гири и упражнения на растяжку. Вечером было получасовое медитативное пение.

 

После первой тренировки возникло время осмотреться вокруг. Вокруг нашего лагеря возвышались горы, природа в целом мне очень напомнила столь любимые мной Карпаты.

вид на лагерь сверху

День завершился вкуснейшим ужином в доброжелательном интернациональном общении. Надо отметить, что русская группа была самой многочисленной — 20 человек. Еще были японцы, китайцы, филиппинцы, итальянцы и одиночки: канадец, швейцарец, француз.

Второй день в горах

Не успели мы еще акклиматизироваться в Японии, как пришлось подняться в 5 утра и к шести отправиться на тренировку. По московскому времени — час ночи. Да еще и вечером многие безуспешно пытались посмотреть матч Россия-Германия. Но ни ранний час, ни трагический проигрыш нашей команды нас не сломили.

В додзе было настолько свежо, что я всю тренировку пытался нагреть себе ступнями какое-то конкретное место на татами. Хорошо, что шло первое занятие всего час, и, в основном, оно состояло из дыхательных упражнений кокю-сорэ.

Понятно, что на завтрак мы отправились очень бодрые и очень проголодавшиеся. Вся еда была традиционной, японской, приступали мы к трапезе и вставали из-за стола по команде. Интересно, что японские коллеги, даром, что были меньше ростом и весом, все как один брали добавку и ели явно больше нас.

Дневная тренировка — самая интенсивная, шла она три часа. В конце тренировки была сделана общая фотография на память.

Дальше кто-то отправился в сауну, а я решил прогуляться в горах и поснимать на память прекрасные местные виды.

горы

горы

На вечерней тренировке мы рубили бамбук.

 

Для этого упражнения отрезки бамбука кладут на две пиалы с водой, и нужно так разрубить бамбук боккэном, чтобы вода не пролилась, а пиалы не перевернулись. Поначалу казалось, что это невозможно, но я с задачей справился. На этом же занятии потренировались с дзе: в основном, разбирали первое ката.

 

Завершился день дружеским банкетом. Хозяева налегали на угощение, и мы не отставали.

Наша группа с Тада-сенсеем и  Ямада-сенсеем

После официальной части мы перебрались в лобби отеля.

Ямада-сенсей, Валентина и я

Тут я заметил, что японцы повторяют между собой слово «дада» и смеются, и спросил у знакомого канадца Тима, в чем дело. Оказывается, в этот день словак Винсент, путешествующий с нашей группой, плохо себя почувствовал, пораньше ушел с тренировки и забрался в горячую ванну при сауне. Стоит отметить, что это крупный, белобрысый мужчина (дважды чемпион мира по тайскому боксу), весь покрытый татуировками. Японцы зашли и сказали ему «охайо годзаимас» (доброе утро), на что он мрачно и выразительно ответил: «Да-да».

Ровно в 23:00 все японцы, как по команде, встали и ушли, а мы пошли прогуливаться по горам под звездным незнакомым небом.

Третий день в горах, прибытие в Токио

С утра мы старались взбодриться бесплатным кофе в фойе отеля. Днем отлично прошло финальное занятие, на котором были показаны некоторые новые техники.

После обеда мы загрузились в автобус и поехали в Токио. Сначала любовались природой, а потом — 6-часовой автомобильной пробкой.

мы в автобусе

Наконец, вечером мы прибыли в Токио, и у нас осталось еще немного свободного времени. Я, например, поужинал в ресторане с отличной японской кухней — Кайтен-дзюцу и прогулялся в Гинзе — торгово-развлекательном районе Токио.

Второй день в Токио

С утра состоялась тренировка в знаменитом Хомбу-додзе. Я, как не достигший просветления и 1 кю, занимался на 2 этаже, где было малолюдно, зато можно было хорошо прочувствовать дружелюбную, но деловую атмосферу додзе. Кстати, там татами тоже были очень жесткие.

После утренней тренировки тоже хотелось прогуляться, посмотреть японские парки. Но выяснилось, что в стране государственный праздник, и потому все парки закрыты. Наш район, Синдзюку, оказался тоже вполне интересен. Это деловой и развлекательный район. В самой интересной его части все дома увешаны светящимися вывесками рекламными вывесками. Здесь же находится квартал красных фонарей и огромное количество игральных клубов, ресторанов и караоке-баров.

Sinjuku

Третий день в Токио

Весь следующий день мы опять занимались в Хомбу Додзе и я не смог упустить возможность сфотографироваться в этом знаковом месте.

Хомбу Додзе

У меня есть традиция: в любом городе за рубежом, где есть Хард-рок Кафе, покупать футболку с его логотипом. Токио не стал исключением. После выполнения обязательной программы, я поехал на 4-часовую автобусную экскурсию по Токио. Гидом был японец, хорошо, пусть и с заметным акцентом, говоривший по-английски. Мы осмотрели город, поднялись на токийскую телебашню, побродили возле императорского дворца. В сам дворец можно попасть только несколько раз в месяц.

Токийская телебашня

Валентина на фоне входа в  Дворец

Одна из дворцовых башен

Заехали в большой храм Сэнсо-дзи. При нем находится большая площадь с 90 сувенирными лавками (экскурсовод несколько раз повторил: Not nineteen, but ninety souvenir shops).

Храм Сэнсо-дзи

Парк Синжуку, отъезд в Камакуру.

В предпоследний день в Токио я сходил на пару тренировок в Хомбу Додзе и посетил главный парк района Синжуку. Токио при его 30 миллионах населения удивительно гармоничный город, районы небоскребов в нем так удачно переплетаются с зелеными зонами, что чувствуешь себя гораздо лучше, чем в Москве.

В парке

Европейская аллея в парке

В четверг я попрощался с группой, поехавшей в Нариту, а сам отправился в префектуру Камакура, на побережье. У меня не было брони в отеле, так что пришлось побродить по городу. Наобум заглянул в здание, на вывеске которого не было ни слова латиницей, и угадал — это был отель в японском стиле.

Японский отель в Камакуре

Номер в Камакуре

Футоны, циновки на полу, раздвижные двери на террасу с видом на море, удобнейшие низенькие кресла. В отеле есть сауна и горячая ванна, массажные кресла. Как только заселился, услужливый и немного заискивающий персонал принес зеленый чай в таком замысловатом устройстве с 4 кнопками, надписанными иероглифами, что, как наливать из него воду, я так и не разобрался. Пришлось ее вычерпывать. Тут же меня спросили, когда расстилать постель и пунктуально выполнили заказ. Вечером еще успел прогуляться по побережью и искупаться в море. В море было множество светящегося планктона, за счет чего ночное купание выглядело весьма сюрреалистично.

Второй день в Камакуре

С утра я без особого плана бродил по Камакуре. Заказал в местной забегаловке ассорти суши и теплым чаем всего за 7 долларов. Посетил главный местный храм Цуругаока Хатимангу, осмотрел Большого Будду — внутри и снаружи. Интересно, что едва ли не на каждом углу в Японии играют в исконно американскую игру: бейсбол (или в старинную русскую лапту со слегка видоизмененными правилами, это смотря как смотреть).

 

Цуругаока Хатимангу

Большой Будда

Фуджиока и Йокогама

Из Камакуры я выехал на остров Фуджиока, в 20 км, который еще называют японскими Майями. Там я остановился в отеле с видом на реку, заодно посмотрел как проходят соревнования байдарочников. С утра я поднялся на вершину острова. Для самых ленивых и ослабленных туда везет за 500 йен специальный эскалатор. Как и во все остальные дни, мне везло с погодой. С вершины открывался отличный вид на побережье, парусники в море и скалы. Можно подняться еще выше — на футуристического вида обзорную вышку с телескопами.

Вид на остров с суши

Вид с вышки

 

Вид с острова

В обед я поехал в город Йокогама. По Японии легко путешествовать с багажом: практически на каждой станции железной дороги JR есть автоматизированная камера хранения, при этом стоимость использования самого большого отсека составляет около 5 долларов за сутки.

 

После «Алмазной колесницы» Акунина (половина действия романа происходит в Йокогаме) мне хотелось посетить старинный посольский квартал и кладбище иностранцев. Мой путь лежал по набережной. На ней много красивых парков: Йокогама, как и Токио, очень живой город, в котором все отлично продумано.

Побережье Йокогамы

По дороге в старый квартал я убедился, что за сто лет с момента действий, описанных Акуниным, в Йокогаме многое изменилось. Для начала я наткнулся на местный Октобер Фест.

Паулайнер

Внутри павильона

 

Это было особенно приятно, ведь мне как раз писали хвастливые смс мои друзья, воздававшие хвалу пиву в Германии. Пиво с сосиской, правда, обошлось мне в 20 долларов, и я решил, что это дорого. Я походил с пустым бокалом в руке, не зная, где его оставить. Японцы направляли меня обратно к стойке. Там у меня, уже совсем недовольного такой системой, бокал забрали и вернули мне 10 долларов — оказывается, это был залог за посуду. На набережной я пообщался с милой японкой с Хоккайдо, которая приняла меня за немца, и очень обрадовалась, узнав, что я русский.

 

На этом сюрпризы не закончились. Дальше по набережной я обнаружил фестиваль Incredible India с индийскими танцами, музыкой и едой.

Когда я дошел до кладбища иностранцев, выяснилось, что на него не пускают. Пришлось фотографировать родные православные кресты издалека. А жаль: хотелось пройтись по кладбищу, держа в голове строки Бродского из «Письма римскому другу».

        Здесь лежит купец из Азии, толковым
был купцом он - деловит, но незаметен.
Умер быстро: лихорадка. По торговым
он делам сюда приплыл, а не за этим.

Рядом с ним - легионер, под грубым кварцем.
Он в сражениях Империю прославил.
Столько раз могли убить! а умер старцем.
Даже здесь не существует, Постум, правил.










Иностранное кладбище 


Наконец я дошел и до старого консульского квартала, а заодно заглянул в веселый и яркий Китайский квартал с его классическими китайскими строениями и магазинчиками.

 

Китайский квартал

В этот же день я вернулся в Токио и устроился в Санлайт-отеле.

Возвращение.

Оставшееся время в Токио я потратил на обход магазинов. Поразился обилию и стоимости детских игрушек. Нашел и Чебурашек, и японскую «чебуречную» с отличными пельменями. Обратный маршрут мой лежал через Цюрих, где мы с моим швейцарским другом успели выпить саке, заедая его зеленым японским шоколадом. А также съесть лошадь и покататься на велосипедах.

Цюрих
Автор: Сергей Островский
Редактор: Елизавета Пономарева