Отчет о поездке в Японию (26 марта - 2 апреля 2007 г.)

В конце марта - начале апреля 2007 года состоялась одна из ежегодных поездок в Японию членов Общероссийской Федерации Айкикай Айкидо и Традиционного Кобудо под руководством ее вице-президента Тульчинского Д.В. Особенностью настоящей поездки стала довольно обширная экскурсионная программа, которая гармонично вписалась в активный тренировочный процесс, проводившийся в Токио в Хомбу-додзё и в Нарите в додзё Ямада-сенсея.

 

Тренировки в додзе у Ямада-сенсея проводились в день прилета и накануне перед отлетом. В этих тренировках, наряду со старшими учениками Ямада-сенсея и взрослыми, принимали участие японские и русские дети, что было воспринято всеми как еще один знак полного доверия и большого взаимного уважения.


Ямада-сенсей демонстрирует технику (уке - Цыбулин Артём)

После тренировки в додзё Ямада-сенсея

Расписание тренировок в Хомбу-додзё включало в себя утренние, дневные и вечерние занятия для старших поясов и начинающих. Тренировки проводили: досю (нынешний "хранитель пути", внук основателя айкидо Морихея Уесибы) и известные мастера-наставники (сиханы) Ватанабэ, Ирие, Йокота, Кобаяси, Курибаяси, Миямото, Осава, Сугавара. Стоит отметить повышенный интерес к занимающимся европейцам и, в частности, к россиянам, со стороны досю и сиханов, которые почти на каждой тренировке лично распределяли тренирующихся и затем активно контролировали их парную практику.


В Хомбу-додзе с досю (слева направо: первый ряд - Кулыгин А., Быков П., Тульчинский Д., досю Уэсиба Моритэру, Сутормин М., Лучненко А., Васильев И.; второй ряд - Александров А., Симонова О., Ломакин М., Аветисян А.)

Экскурсионная программа началась в первый же день с посещения одного из синтоистских храмов, хранящего традиции древнейшей школы японского фехтования Катори синто-рю. Эта школа владения холодным оружием (кобудо) - мечами, алебардой, шестом или посохом является национальным достоянием Японии. История школы начинается в XIV веке, но еще 10-15 лет назад она была абсолютно закрытой для неяпонцев. В настоящее время под руководством знаменитого Отаке-сенсея в ней проводятся семинары по кобудо.

Синтоизм является исконной верой жителей Японии, а словом "синто" (буквально "путь ками", т.е. местных божеств, существ-призраков) обозначается коренная религия Японии. Ками - объект поклонения в синтоизме; все сущее одушевлено, поэтому все и всех можно признать ками и почитать как ками. Ремесла и мастерство, в том числе в боевых искусствах, тоже обожествляются.

Самый древний и распространенный тип веры в ками - это храмовый синтоизм. Храмы в стране стали возводить с незапамятных времен, еще до начала японской государственности. Сейчас в Японии примерно восемьдесят тысяч синтоистских храмов. Среди священных символов (символов присутствия божеств в храме) выделяются следующие: зеркало, меч, алебарда и щит. Меч и драгоценности, завернутые в парчу и висящие среди флагов, а также алебарда и щит символизируют стремление оградить ками от сил зла и одновременно - могущество ками, защищающих справедливость и мир. Иногда полагают, что зеркало, драгоценности и меч символизируют, соответственно, мудрость, щедрость и отвагу.


Место для омовения в синтоистком храме Катори

Омовение рук перед входом в синтоисткий храм можно считать сокращенным вариантом очищения - мисоги (М.Ломакин)

На территории синтоисткого храма Катори. Задний план - молельный дом (Д.Тульчинский, М.Ломакин)

Священный 1000-летний платан на территории синтоисткого храма в г.Камакура (Д.Тульчинский, М.Ломакин)

Если синтоизм, подлинно национальная религия Японии, придает особое значение поклонению древним истокам, предкам и гармонии с миром природы, то буддизм, проникший в Японию в VI веке новой эры из стран Азии, учит духовному просвещению и обретению спасения. Сегодня обе религии продолжают быть главными источниками вдохновения, культуры и эстетики для японцев. Наиболее известным буддийским учением, связанным с традицией передачи состояния просветления напрямую из ума в ум, стал дзэн-буддизм. Это учение ведет свое происхождение от двадцати восьми индийских патриархов: из них двадцать восьмым был Бодхидхарма (440-528 гг.), который явился непосредственным основателем дзэн. Дзэн-буддизм вобрал в себя множество философских и религиозных направлений, а также различные виды практической деятельности, включая боевое искусство. Считается, что все азиатские боевые искусства произошли от Бодхидхармы; он и по сей день является идеалом силы и храбрости. Основные принципы и приемы боевых искусств могут быть использованы как способ выражения пустоты: точное положение рук, поза тела, правильное сосредоточение и духовное усилие - вот главные составляющие. Посредством внешних форм мастера боевых искусств обретают контроль над собой и прилежание, а также постигают внутреннюю природу своего искусства и возможность его применения в различных ситуациях. Буддийский подход состоит в том, чтобы не увлекаться боем и видеть при этом, что происходит и ждет именно вас, ничего при этом не преувеличивая и в то же время не теряя темпа и не пугаясь. Мастер боевых искусств не должен сам начинать атаку, но и никогда не должен уклоняться от боя. Выражение "ни первого удара, ни второго" означает, что мастер никогда сам не нанесет первый удар, но при нападении на него остановит бой до того, как будет нанесен второй удар.

 


Территория вокруг буддийского храма в Камакуре

Бамбуковая роща в парке буддийского храма в Камакуре

Сад на территории буддийского храма в Камакуре

Д.Тульчинский и М.Ломакин возле статуи Будды-воина в буддийском храме Камакуры

Экскурсия по Токио была запланирована на второй и третий дни пребывания в Японии. Удалось посетить Токийский Диснейленд, прогуляться в непосредственной близости от территории дворца императора и в самых живописных из его городских резиденций - парках; побывать на улицах известного района Гиндза, проходя мимо театра Кабуки, зайти на рыбный рынок; подняться на смотровую площадку телебашни и полюбоваться раскинувшейся внизу панорамой города.

 


Панорама Токийского Диснейленда

Д.Тульчинский, А.Кулыгин, М.Ломакин, В.Щербилин на фоне Императорского дворца

Цветущая сакура

Цветущая сакура

Д.Тульчинский и П.Быков в токийском парке (П.Быков являлся непосредственным организатором поездки в Японию, им была составлена замечательная культурная программа, которая понравилась всем без исключения, взрослым и детям)

Один из токийских парков

Токийская телебашня

Панорама Токио и токийского залива с высоты 200 метров

Токийский район Гиндза, театр Кабуки

На токийском рыбном рынке Цукидзи

 

Экскурсионная программа завершилась в г. Камакура - древней столице, где находятся самая известная аллея сакуры и статуя Большого Будды под открытым небом.

 


Аллея цветущей сакуры в Камакуре

Большой Будда под открытым небом - символ древней столицы Камакуры

Михаил Ломакин